Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. В основном общение строится на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения: указательные жесты и жесты дотягивания.
Таким образом, ребенок просит объяснить что-то или дать ему то, что он просит. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест или начинает хныкать. Эти жесты являются предшественниками слов. Когда малыш научится выражать свои желания словами, он перестанет использовать так много жестов, а впоследствии вообще о них забудет. Постепенно речь станет основным способом общения малыша. Ребенок усваивает новые слова, когда родители называют предмет и поправляют. Если малыш неправильно повторил слово, достаточно несколько раз повторить новое для малыша слово, чтобы он начал его понимать, а потом употреблять в активной речи. С начала второго года жизни ребенок начинает понимать около двадцати слов в месяц, тогда как произносит только девять. Какие слова появляются в речи первыми, кроме «мама», «папа» и «баба», зависит от потребностей и окружения малыша.
Первые слова ребенка представляют собой звуковые комплексы из одного-двух слогов и обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия. По мере увеличения словарного запаса появляются cлова, отражающие состояние человека («ой – ой», «бо – бо»). По тому как малыш произносит слова, их можно разделить на две группы: слова, сокращенные до одного слога, первого или ударного (пить – «пи», молоко – «ако») и слова, построенные по модели исходного слова. Количество букв и ударение остаются те же, но малыш не старается в точности воспроизвести слово (лекарство – «анАна», кирпичи – «тититИ»). Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения.
Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от восемнадцати до двадцати четырех месяцев запас увеличивается от двадцати пяти до девяноста слов, однако у каждого ребенка он индивидуален. В конце второго – начале третьего года жизни в речи ребенка появляются двухсловные предложения, которые постепенно удлиняются; встречаются предложения, состоящие из пяти слов. В основном их составляющие глаголы, существительные и прилагательные («дай пить», «иди тут», «там собачка»).
Существует масса способов развить речь ребенка. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы, ведь ребенок нуждается в собеседнике. Ему нужен человек, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что малыш хочет сказать. Если мама не готова говорить или слушать малыша, или у нее не хватает времени на общение, развитие речи ребенка будет замедленным, а словарный запас очень скудным. Пусть малыш рассказывает вам о том, что он хочет или делает, а вы помогайте употреблять хорошо известные ему слова. На прогулке показывайте крохе новые предметы и рассказывайте о них. Ваша речь должна быть правильной, слова и фразы должны быть произнесены четко. Новое слово проговаривайте отдельно и в составе предложения. Не копируйте произношение ребенка, не сюсюкайте с ним. Ваша речь должна служить образцом для крохи. Читайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Пусть ваше чадо показывает те картинки, которые вы ему называете. Составьте для ребенка альбом из фотографий предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых. Перелистывать такой альбом можно где угодно, постоянно приковывая внимание малыша к окружающей его действительности. Хорошо, если альбом будет содержать фотографии действий малыша, так кроха запомнит основные глаголы: «спит», «ест», «сидит», «бежит», «идет», «качается на качелях». Пойте вместе простые песенки, отстукивая ритм. Учите малыша играть в простые сюжетные игры, комментируя игру. Если у малыша скудный словарный запас, заменяйте слова звуковыми сочетаниями («бах», «ту – ту», «кап – кап»). Поощряйте малыша говорить и не слишком назидательно исправляйте его ошибки. Читайте ребенку книжки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз – «Курочка Ряба», «Репка».
Лингвисты утверждают, что лучше всего иностранные языки усваиваются в детском возрасте, начиная с трех – четырех лет. Малыш моментально перенимает правильное произношение, если речь будет звучать из уст носителя языка. При этом ребенок не испытывает практически никакой нагрузки.