20
января 2013г.
Tweet

горшок

Твой малыш растет, учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления ребенка — приучение к горшку. Это не только и даже не столько освоение правил личной гигиены. Важен способ их освоения — то, КАК ребенок приучается к горшку. В дальнейшем это повлияет и на развитие самого ребенка, и на его отношения с родителями. На развитие всегда влияет не столько факт освоения чего-либо, сколько способ этого освоения.
Твоя задача — сделать так, чтобы действия, которые должен освоить малыш (есть ложкой, проситься на горшок), стали для ребенка своими, а не оставались лишь требуемыми извне. Дело не в послушании, а в интересе самого ребенка к работе с собой — своим движением, своим побуждением и т.п.

В приучении к горшку самое важное — работа ребенка и взрослого с новым Образцом действия. Ребенок учится различать, как надо и как не надо поступать, различать «так» и «не так». Именно это различие трудно дается ребенку (кстати, и взрослым в новых для них ситуациях, если они хотят их осмыслить, а не просто действовать по правилам), и именно установление этих различий должно стать предметом детского интереса и экспериментирования.

Опробование образца — границы «так» и «не так» — требует от ребенка доселе не пройденного и не прочувствованного опыта — опыта действия при одновременном удержании от другого действия. Например, есть ложкой и при этом не лезть в тарелку рукой; идти на горшок и при этом удерживать мочеиспускание. Взрослым кажется, что подобное поведение естественно, однако в других ситуациях они, так же как и годовалый ребенок, не могут действовать подобным образом. Например, кто-то не может молчать и не перебивать собеседника в разговоре; кто-то отвечает на обращенный к нему вопрос, не подумав и двух секунд. Тех же, кто может удержаться от первой, непосредственной, еще не продуманной реакции, мы специально отмечаем и называем «воспитанными».

Освоение образца проходит в несколько стадий. На первой стадии ребенок должен опознать непосредственную реакцию как свое действие. Например, лужу под ногами как свой «продукт» и «достижение». На второй стадии этому «достижению» можно придавать смысл того, что «не надо», то есть, учить «проситься». Ребенок начнет с того, что будет проситься на горшок сразу после «акции», и это хорошо, поскольку свидетельствует о том, что он понял смысл ключевого слова («пи-пи», «ай-ай-ай»), но еще не в силах сдержать себя. Далее он начнет произносить ключевое слово вместе с «акцией», и лишь потом — перед ней. У разных детей стадии приучения к горшку, то есть — принятия образца, протекают разное время и имеют разную степень выраженности. В любом случае, принятие и освоение образца требует времени: иногда — год, а иногда и больше.

Когда ты задаешься целью научить ребенка делать (или не делать) что-то, например, проситься на горшок, помни о трех запретах:

  1. Запрет прямого воспитательного насилия. Нельзя добиваться требуемого репрессивными мерами. Это неэффективно и может вызвать обратную реакцию.
  2. Запрет прямого следования так называемой «паспортно-возрастной норме» (в 1 год ребенок должен делать и уметь это, а в 1 год и 2 месяца — это, и т. п.). Когда именно надо высаживать на горшок данного ребенка, с данной системой отношений с родителями и данным стилем отношений в семье, с точностью до месяца никто не может и не должен определять. Подобные предписания — свидетельство низкой квалификации. Обычно, при отсутствии существенных отклонений в развитии, лучшим временем для начала действий по образцу считается период примерно между годом и полутора годами жизни ребенка. Но, повторюсь, это отнюдь не обязательно.
  3. Запрет на замещение освоения образца рефлекторно-автоматическими реакциями. Например, когда влажности штанишек сопутствует либо отрицательное (шлепок), либо иное (цветовое, музыкальное) подкрепление. В этом случае ребенок принимает образец неосмысленно, что гораздо вреднее, чем просто отсутствие нужных навыков. Родители, не понимающие вреда подобных мер, предпочитают раннее приучение к горшку (например, в полугодовалом возрасте). Результат этих действий сомнителен, а вред для развития серьезен.

Способы приучения к горшку

Мама, помни, что самый эффективный способ приучения к горшку заключается в двух нерушимых правилах:

похвала ребенка, когда у него получилось,

и терпение, когда нет.

Но все-таки есть несколько практических советов на тему, как правильно приучить к горшку. Все они построены на принципе помощи ребенку в закреплении причинно-следственной связи «позыв — горшок — хорошо». Предлагаем твоему вниманию несколько из них:

Включите воду в ванной, когда малыш сидит на горшке. Звуки льющейся воды стимулируют позывы к мочеиспусканию.

Если ребенок упорно не желает отрываться от игры и садиться на горшок, то придется проявить театральный талант. Присоединитесь к игре, взяв его любимую игрушку, и озвучьте ее примерно так: «Мне так интересно с тобой играть, но мне уже пора на горшок. Ты сходишь со мной? А потом снова будем играть вместе!» Ребенок вряд ли устоит от общего занятия с любимой игрушкой.

Сидеть на горшке — это скучное занятие, тем более, если не понимаешь, зачем это делать. Предложите ребенку книжку или игрушку.

Если вы сажаете ребенка на горшок, а результата нет, но потом кроха убегает, прячется и делает свои дела в штанишки, то это означает, что он не любит ходить в туалет под пристальным надзором. В этом случае горшок можно поставить в детскую палатку или просто предложить ребенку сделать домик из пледа.

Однако самым эффективным методом в приучении малыша к горшку является пример. Статистика показывает, что вторые и последующие детки, которые ежедневно наблюдают, как старший брат или сестра пользуется горшком, осваивают его без проблем.

Приучение мальчика к горшку

Перед многими мамами встают вопросы «Как приучить мальчика к горшку? Как показать малышу, что он может справлять нужду стоя?» Главное в этом вопросе — не торопиться. Специалисты рекомендуют начать приучение именно с классической позы «сидя», поскольку поначалу малышу нужно понять предназначение горшка и освоить его использование. Чтобы у малыша не возникало на начальных этапах путаницы, лучше, если он все свои дела будет делать, сидя.

Самое главное — помни, что твой малыш рано или поздно непременно освоит горшок и приобретет много других полезных и необходимых в жизни навыков. Отнесись к процессу с терпением и пониманием, прислушайся внимательно к желаниям и возможностям ребенка — твоя поддержка и доброжелательное отношение в этом непростом деле ему необходимы!

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментируем тему

Используйте нормальные имена. Можно использовать @twitter-name.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация: MaxSiteAuth. Loginza

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)