9
января 2012г.
Tweet


А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

Мф., 18:6

"Дьявол орудует в Ватикане", - сказал главный экзорцист Святого Престола отец Габриэле Аморт, утверждающий, что он сам каждый день общается с дьяволом, причем он говорит на латыни, а дьявол отвечает ему по-итальянски.

Этой фразой, как знаменем, вооружились предводители новой атаки на папу Бенедикта, в большинстве своем атеисты, будто исполняя, сами того не сознавая, просьбу Воланда, умолявшего Берлиоза поверить на прощанье хотя бы в дьявола.

Новая волна нападок связана со вскрывшимися фактами растления несовершеннолетних католическими священниками Ирландии. Их расследованием три года занималась назначенная правительством специальная комиссия во главе с судьей Ивонн Мёрфи. Она пришла к выводу, что высший католический клир Ирландии скрывал случаи совращения детей и во избежание огласки переводил виновных в другие приходы.

Ирландия стала последней на сегодняшний день страной в череде аналогичных разоблачений. Начались они в первый год XXI века. Римско-католическую церковь потряс тогда скандал небывалых масштабов. Обвинения в растлении малолетних прихожан выдвигались и прежде, но на этот раз они приняли характер снежной лавины. Наибольшее число пострадавших оказалось в США, но не потому, что американские пастыри отличаются особым сладострастием, а потому, что американское правосудие дает возможность вчинять коллективные иски.

Имея нескольких реально пострадавших, адвокаты бросают клич и собирают группу, число истцов в которой доходит до нескольких сот или даже тысяч человек. Как правило, это взрослые люди, утверждающие, что растление имело место много лет назад (в иске, поданном в 2004 году против Ватикана, фигурируют обвинения, датированные 1928 годом). Расчет адвокатов строится на том, что дело не дойдет до суда и разбираться с каждым случаем в деталях никто не будет - ответчик сочтет за благо заключить досудебную сделку и выплатить компенсацию. Именно так выигрываются иски против производителей табака, асбеста, продуктов с высоким содержанием холестерина, лекарств с побочными эффектами и любых других товаров и услуг, способных нанести ущерб здоровью.

Некоторые педофилы в рясах, чья вина была доказана в суде, понесли заслуженное наказание. Но ответчиками по групповым искам выступали иерархи, обвинявшиеся в укрывательстве богопротивных дел своих подчиненных - прямых виновников зачастую уже не было в живых. Оставалось каяться и платить.

Американские приходы - самые богатые в католической церкви. Они владеют огромной собственностью и освобождены от уплаты налогов. На этой тучной ниве и подвизались адвокаты, специализирующиеся на групповых исках. Дабы расплатиться с истцами, католическая церковь США стала продавать недвижимость. К началу 2006 года сумма компенсаций достигла одного миллиарда долларов. Шесть епархий объявили о своем банкротстве. Но иски не прекращались. За США последовали Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина...

Тяжбы сопровождались и подкреплялись обличениями в прессе. Критикам католицизма следовало попросту написать, что католическая церковь лицемерна по самой своей природе, что она спокон веку была источником всяческой скверны и что на самом деле Бога нет, а все, кто утверждает обратное, отъявленные мошенники. Примерно так, как это делал в свое время Лео Таксиль в книге "Священный вертеп", повествующей о разврате католического клира и начинающейся словами: "Клерикалы заявляют, что всякий свободомыслящий человек - подлец. Однако мы, люди более терпимые, не позволим себе утверждать, что все церковники - мерзавцы. Напротив, мы готовы даже признать, что и среди них попадаются весьма почтенные люди. Но... но... и еще раз но!.."

Как легко и приятно вести дискуссию в таком разухабистом тоне, играть в одни ворота! Но обличителям хотелось с фактами в руках доказать свои обвинения. И они пустились во всех тяжкие, "доказывая", что педофилия среди католического духовенства не исключение, а правило, что всему виною обет безбрачия, что церковь "покрывает своих", потому что на самом деле не считает грехом половое влечение к детям. Один из самых воинствующих безбожников Америки, Кристофер Хитченс, предпринял попытку уличить самого папу в укрывательстве сексуальных маньяков в сутанах.

Нашумевшая статья Хитченса представляет собой смесь ловких подтасовок, натяжек и намеков, рассчитанных на то, что у широкой публики нет ни времени, ни желания вникать в первоисточники. Эпизод, который вменяется в вину персонально понтифику, имел место 30 лет назад, в бытность Йозефа Ратцингера архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским. В 1979 году священноначалие Эссенского диоцеза получило жалобы от родителей троих детей, подвергшихся сексуальным домогательствам священника Петера Халлермана. Желая защитить детей от огласки и переживаний, связанных с расследованием, в полицию родители обращаться не стали. Халлерману был назначен курс психотерапии, для прохождения которого он был направлен в Мюнхен, где ему с согласия архиепископа Ратцингера был предоставлен ночлег в доме приходского священника. Халлерман согласился на терапию из опасений потерять место и сан, но на сеансах всячески противился усилиям психиатра, который в конце концов заключил, что пациент может вернуться к исполнению пастырских обязанностей только при условии, что он не будет общаться с детьми и употреблять алкоголь, а также будет находиться под постоянным наблюдением другого священника. Этой рекомендацией генеральный викарий (то есть управляющий делами) Мюнхенского диоцеза Герхард Грубер пренебрег и впоследствии признал свое решение "грубой ошибкой". Халлерман получил приход в пригороде Мюнхена Графинге. В 1986 году суд признал его виновным в совращении детей и приговорил к полутора годам лишения свободы условно. Йозеф Ратцингер в 1982 году покинул Мюнхен - он был назначен в Рим префектом Конгрегации вероучения - и, следовательно, не несет ответственности за происходившее в его бывшей епархии после этой даты.

Если верить Хитченсу, кардинал Ратцингер и на новом посту занимался укрывательством педофилов в сутанах. В мае 2001 года он направил на места циркуляр, которым предписывал прелатам разбирать дела о совращении несовершеннолетних конфиденциально. Кроме того, он установил срок давности по таким делам в 10 лет. По Хитченсу, это и означает "препятствовать правосудию".

На самом деле директива Ратцингера продлевает срок давности до 10 лет, причем срок этот исчисляется не с момента предполагаемого совращения, а от достижения пострадавшим 18-летнего возраста.

Тенденциозное толкование документа приводит Хитченса к тому, что он извлекает из него смысл, противоположный тому, который там действительно содержится. Он утверждает, что кардинал Ратцингер угрожает отлучением от церкви всякому, кто предаст огласке факты сексуального насилия над детьми, и тем самым вводит "круговую поруку", аналогичную омерте, которую практикуют мафиози. Ровно наоборот: клиру вменяется в обязанность сообщать вышестоящему иерарху о таких фактах, а отлучение грозит тому, кто сознательно скрыл их. Иное дело публичная огласка. Жертвы сексуальных домогательств делают свои признания чаще всего на исповеди, а соблюдение тайны исповеди - долг всякого священника. В уголовном и гражданском судопроизводстве такие дела тоже расследуются в конфиденциальном порядке, причем обязанность неразглашения распространяется и на свидетелей. Внутреннее, служебное расследование в рамках канонического права ни в коей мере не подменяет светское правосудие в тех случаях, когда факты подтверждаются.

Вслед за Хитченсом сфабрикованные им обвинения повторяют как аксиому другие - например, ирландская рок-звезда Шинейд О’Коннор, припоминающая католической церкви собственные детские обиды (за магазинную кражу она попала на полтора года в исправительное учреждение, где ей пришлось стирать одежду священников).

Сторонников отмены целибата хочется спросить: а что, разве не бывает женатых педофилов? Еще абсурднее выглядит требование допустить к рукоположению женщин - слабый пол тоже не чужд этой страсти. Наконец, стоит вспомнить, что эта девиация может быть - и чаще всего бывает - психическим заболеванием. Каждый конкретный случай требует тщательности и деликатности.

Бенедикт XVI столкнулся с проблемой развращения детей священниками с первых же дней своего вступления на Святой Престол. Он встречался с жертвами сексуальных злоупотреблений в Ватикане, Вашингтоне и Сиднее. После продолжительных встреч с иерархами ирландской католической церкви он направил ирландским католикам пастырское послание, в котором говорит, что разделяет с ними смятение и чувство предательства.

Подчеркивая, что "проблема насилия по отношению к несовершеннолетним не является специфической ни для Ирландии, ни для Церкви", папа видит ее корень в "стремительном преобразовании и секуляризации ирландского общества" и призывает не торопиться с приговором: это зло нуждается в осмыслении, раны необходимо перевязать и дать им зажить, а тем временем принести покаяние. Епитимья, наложенная понтификом, будет продолжаться год, вплоть до Пасхи 2011 года. Со словами смирения и вины понтифик обращается к жертвам. "Вам трудно простить Церковь и примириться с нею, - говорит он им. - От ее имени я открыто выражаю стыд и угрызения совести, которые мы все испытываем". Вместе с тем папа предостерегает от огульных обвинений всего католического духовенства.

Но критикам этого мало. Они требуют от папы признаний и "отставки". Они путают отставку с отречением, но не в этом дело. Папа не может идти на поводу у атеистов. Наблюдаем ли мы ли подспудное противостояние элит в Ватикане, борьбу под ковром, разменной монетой в которой стали детские судьбы? Об этом можно только догадываться, хотя существование леволиберального течения внутри католической церкви ни для кого не секрет. Проблема есть, от нее нельзя отмахнуться, довод о том, что церковь, мол, страдает теми же пороками, что и светское общество, - слабое утешение. Церковь должна быть выше и чище окружающего ее мира. И примеров самоотверженного служения католических священников и монашествующих более чем достаточно. Даже Владимир Путин уже не раз вспоминал Франциска Ассизского в качестве нравственного примера (впрочем, путая его с вольтеровским Кандидом).

Но эта моральная высота и чистота не дается даром. Она требует самодисциплины от каждого. Вот об этом следует помнить критикам папы. Тем, кто полагает, что вера в Бога - занятие приятное и необременительное, хочется ответить словами автора "Хроник Нарнии" и "Писем Баламута" К.С. Льюиса: "Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее и легче, я бы вам не советовал избирать христианство. Вероятно, есть какие-нибудь американские таблетки, они вам больше помогут".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментируем тему

Используйте нормальные имена. Можно использовать @twitter-name.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация: MaxSiteAuth. Loginza

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)